МБДОУ ЦРР д/с 11 "Золотая рыбка", г.Лобня МО

Упражнения для развития фонематического слуха.

Многие родители слышат о том, что у их ребенка нарушен фонематический слух. Что это значит и как его развивать?

Нарушение фонематического слуха означает, что ребенок не способен различать определенные звуки на слух. Например, ваш ребенок не выговаривает звук «Ш» и произносит «сапка» вместо «шапка». И сколько бы вы ему не объясняли, что это неправильно – он не поймет вас, ведь для него «Ш» и «С» звучат абсолютно одинаково. Вы можете с ним заниматься, водить к специалистам на коррекцию звукопроизношения, но, если не развивать фонематический слух, то все бесполезно, ведь малыш не будет понимать в какое слово вставить звук. В дальнейшем такие дети будут испытывать проблемы с письмом, ведь он «как слышит» слово, так его и будет писать («сапка»).

Так как помочь ребенку развить фонематический слух? Для начала необходимо выяснить, какие именно звуки ребенок не различает (чаще это С, З, Ш, Ж, Ц, Л, Р).

1.Игра «Хлопай, не зевай». Произносите различные звуки (м, н, р, ш, с, и т.д.), когда ребенок услышит определенный звук (обговаривается заранее) – он должен хлопнуть в ладоши, затем, если ребенок справляется, переходим на слоги (ма, пу, ар, со, хи и т.д.), далее слова. Если ребенку трудно, и он не справляется, то необходимо громко, утрированно произносить заданный звук. Например звук Ш: м, р, х, ш, п, р, ш, ч, ш и т.д.; па, ро, му, шо, ти, ше, ла, ду, ош и т.д.; кофта, шапка, ручка, окно, шампунь, пенал, кашаи т.д.

1

2

3

4

па-па-по

пу-по-пу

пы-па-па и т.д.

па-пу-па

по-пы-пу

па-по-пу  и т.д.

па-па-ба;

ба-па-ба;

ба-па-па  и т.д.

па-бо-пы

бо-бы-па

пу-по-ба  и т.д.

2. Повторить ряд слогов:

По данной аналогии можно произносить любые слоги, однако, следует исключить дефектно произносимые звуки. Ряды идут с усложнением, поэтому, если ребенок справляется с первым столбиком, то можно переходить на следующий.

3. Уделите время играм на замену одного звука в слове (рак-лак, ток-сок, точка-бочка, врач-грач), добавление звука (рот-крот, рак-мрак, ток-сток, клад-склад и т.д.),

исключение звука (кашка-каша, слон-сон, лапка-лапа, чашка-чаша, срок-сок, крот-кот и т.д.), составление слов из слоговых примеров (ма+ша=Маша, ру+ка=рука; шап+ка=шапка и т.д.)

4.Игра «Какое слово лишнее?». Взрослый называет ряд слов, ребенку нужно определить, какое слово отличается:

Дом, дом, том, дом;

Банки, панки, банки, банки;

Балка, балка, балка, палка;

Порт, борт, борт, борт и т.д.

5. Игра «Исправь ошибку»

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (точку)

У лисы рыжий смех. (мех)

Дедушка носит пышные бусы. (усы)

У Тани очень болел зубр. (зуб)

У окошка дремлет ложка. (кошка)

Космонавты к далекой планете

Полетели на быстром ответе. (ракете)

Под открытою калиткой

Тихо ползает нитка. (улитка)

Важно создать ребенку игровую ситуацию и тогда, ваши задания будут восприниматься с интересом, с желанием, а значит, результат будет достигнут значительно быстрее.

11 апреля 2018 в 12:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.